История

Обитель основана вдовой героя Крымской войны Матроной Александровной Егоровой. Сведения о 1-й половине ее земной жизни чрезвычайно скудны. Известно лишь, что она родилась в 1810 г. в г. Силистрия на Дунае (Болгария), а в Бессарабии обвенчалась с капитаном Иваном Егоровым (вероятно, будущая подвижница оставила родину по той же причине, что и многие болгары – из опасения мести османских властей за симпатии к русским, занимавшим район Силистрии во время войны 1828-1829 гг.). В годы Крымской войны (1853-1856) супруги Егоровы оказались в рядах защитников Севастополя: муж принял смерть воина, жена – трудилась сестрой милосердия, получила осколочное ранение в плечо и голову, но не покинула передовую (позже, в числе 68-ми женщин, была награждена солдатской медалью «За оборону Севастополя»). Пережитое горе не сломило Матрону Александровну: она видела на войне много страдания в жизни подобных ей людей, и это закалило ее душу. Как и многие вдовы павших севастопольцев, Егорова поселилась в Киеве: пребывание в городе, богатом святынями Православия, расположило ее сердце к новым трудам на пользу страждущих. Она желала осуществить некое особое благодеяние на молитвенную память о погибшем супруге, и с радостью согласилась, когда Киевский митрополит Исидор (Никольский) (на кафедре в 1858-1860) предложил ей взять на себя устройство общины для бедных и бесприютных женщин. После перевода владыки Исидора на Петербургскую кафедру, Матрона Александровна, по его благословению, часто приезжала в город на Неве – для сбора пожертвований в пользу будущей общины и для регистрации купчих и дарственных бумаг (сам архипастырь содействовал знакомству вдовы с благотворителями и успешному оформлению необходимых документов).

Проживая в собственном доме на ул. Рыбальской, Егорова в 1860-1876 гг. приобрела на пожертвования благотворителей почти целый квартал из домов на углу между указанной улицей и перпендикулярной ей ул. Московской. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. за освобождение Болгарии, Матрона Александровна предоставила один из купленных ею домов под воинский лазарет. 27 июня 1877 г. Егорова подала прошение об учреждении общины на имя Киевского митрополита Филофея (Успенского). В документе, в частности, говорилось: «Проживая в Киеве с 1856 года, я имела случай видеть много примеров безотрадной жизни престарелых вдов и сирот, не имеющих ни надежного крова, ни обеспечения средств к пропитанию, и, несмотря на все лишения, постоянно пребывающих в Киеве, по приверженности к святыне Чудотворного образа Божией Матери и мощей Угодников Божиих. Благочестивые чувства подобных страдалиц побудили меня изыскивать средства, чтобы доставить им спокойное жилище, необходимое пропитание». Предусматривалось содержание в общине 33-х беднейших бесприютных и престарелых вдов православного вероисповедания (при наличии средств, число призреваемых могло быть увеличено); часть домов предполагалось сдавать внаем для получения общиной средств к существованию, другим источником дохода должны были стать сохраняемый в банке капитал от пожертвований и ценные бумаги. Не претендуя возглавить общину, просительница оговаривала для себя лишь одно: «Чтобы мне, достигшей уже 68-летнего возраста, для жительства на оставшиеся дни моей жизни уделено было небольшое помещение в той же общине». Прилагаемый к прошению Устав отмечал, что община учреждается по образцу уже существующих в Российской империи женских общин. Своим призреваемым община была обязана предоставить общую трапезу, одинаковую одежду и все необходимое для домашней жизни, болеющим – медицинский уход. Членам общины воспрещалось просить милостыню по домам, на улицах и у церквей, средства от продажи рукоделий должны были поступать в общую кассу общины (или, по желанию, передаваться нищим), как и пожертвования от благотворителей. Управление общиной поручалось начальнице и казначее, назначенными Киевским митрополитом; начальнице вверялся долг попечения о духовной жизни призреваемых – соблюдении заповедей Господних, посещении храма, исполнении посильного келейного молитвенного правила, взаимной помощи. Выполнив все формальности по проверке имущественных и уставных документов общины, владыка Филофей в декабре 1877 г. направил ходатайство Егоровой на утверждение в Петербург. Вскоре туда же выехала и сама Матрона Александровна: владыка Исидор находил, что ее личное присутствие в столице ускорит ход дела. 4 марта 1878 г. император Александр II подписал указ, регистрирующий общину де-юре. Утешенная известием об этом, 9 марта преставилась основательница общины (в свой последний визит в Петербург она тяжело болела). Погребение почившей было совершено в «палатке» при церкви св. блгв. князя Феодора Новгородского (старшего брата св. блгв. Александра Невского) в Свято-Александро-Невской Лавре. Община, основанная подвижницей по образцу существовавших в России с кон. XVIII в. женских общин монастырского типа, явилась первым учреждением подобного рода в Киеве.

Первой начальницей Киево-Введенской общины стала монахиня Евфалия (Лебедева) (с 1886 – игумения, с 1891 – настоятельница Лебединского монастыря на Черкащине, †1915), переведенная из Новгородского Десятинного монастыря. В апреле 1878 г. она приступила к выполнению своих обязанностей. В июле-ноябре в общину прибыли насельницы – молодые и старицы. В исполнение замысла основательницы, в главном здании общины был устроен храм Введения Пресвятой Богородицы (1878), а подвальное помещение под ним – обращено в храм (1879) св. вмц. Димитрия Солунского (чтимого покровителем воинов и славянских народов, включая болгар) с усыпальницей Матроны Александровны, завещавшей похоронить себя в общине: ее тело доставили поездом из Петербурга и предали вторичному погребению (7-8 августа 1878 г.). В 1892 г. общину возглавила монахиня Клеопатра (Пономарева) (до 1878 – рясофорная послушница Новгородского Десятинного монастыря, затем подвизалась во Введенской общине, в 1886 пострижена в мантию, с 1888 – казначея Козельщинской общины, в 1890 – ее начальница, в том же году возвращена в Киев согласно прошению). 28 ноября 1900 г. м. Клеопатра возбудила ходатайство о преобразовании общины в монастырь: за годы, минувшие со дня основания, число насельниц превысило 100, многие из них желали принять постриг, обитель была хорошо обустроена и обеспечена; 30 апреля 1901 г. Святейший Синод удовлетворил ходатайство, в мае м. Клеопатра была возведена в сан игумении (†1913). В том же 1901 г. при монастыре открылась бесплатная церковно-приходская школа для девочек.

С 1913 г. до самой кончины в 1926 г. монастырем управляла монахиня Феофания (Шишова), начавшая свою иноческую стезю в самой Введенской обители (с 1880 – послушница, с 1893 – казначея, в 1901 пострижена в мантию, в 1913 после краткого испытательного срока в должности настоятельницы возведена в сан игумении). При ней, в связи с приходом советской власти, монастырь был временно зарегистрирован как Киево-Введенская религиозная и садово-огородная община. Тем не менее, в течение ряда лет новая власть поэтапно отторгла у общины ее имущество, а 21 апреля 1935 г. закрыла монастырь. Усадьба обители использовалась разными светскими учреждениями, была снесена колокольня. В октябре 1941 г. монастырь возродился, руководство над ним приняла иг. Елевферия (Прудко), прежде управлявшая обителью с 1932 г. (†1966). После освобождения Киева от нацистов, насельницы монастыря опекали несколько воинских госпиталей, перечисляли средства в помощь фронту. В ходе новой антирелигиозной кампании в СССР, в июле 1960 г. обитель пережила повторное закрытие; в ее зданиях разместились медучреждения.

В 1992 г. Введенский храм был передан Украинской Православной Церкви, руководство его приходской общиной принял насельник Киево-Печерской Лавры иг. Дамиан (Давыдов). 15 июня 1992 г. в храме была совершена 1-я Божественная литургия. В 1993 г. обитель прославилась чудесным явлением нерукотворного списка Киевской иконы Божией Матери «Призри на смирение» (см. Святыни). 6 декабря 1996 г. Свящ. Синод УПЦ благословил преобразование Введенского прихода в мужской монастырь. В 1997 г. наместник обители иг. Дамиан возведен в сан архимандрита, в 2012 – хиротонисан во еп. Фастовского, викария Киевской Митрополии (титул архипастыря связан с обустройством силами братии Введенского монастыря Ризоположенской обители в с. Томашовка Фастовского р-на Киевской обл.).